проверь свою смекалку ;)  
New Adventure: онлайн приключения
РАЗДЕЛЫ:
· КВЕСТЫ
· Правила
· Форум
· Архив

РАЗНОЕ:
· НАХОДКИ new
· Задачки, ребусы
· Любознательным
· Статьи
· Ссылки
 


Легенда о граде Китеже.


Информация найдена на сайте mosds.ru


 Книга, называемая Летописец, написана в год 6646 (1237) сентября в пятый день.

Был сей святой благоверный и великий князь Георгий Всеволодович[1] сыном святого благоверного и великого князя Всеволода, псковского чудотворца, кто во святом крещении наречен был Гавриилом[2]. Сей святой благоверный и великий князь Всеволод приходился сыном великому князю Мстиславу[3], внуком же святому и равноапостольному великому князю Владимиру Киевскому[4], самодержцу Русской земли. Святой же благоверный и великий князь Георгий Всеволодович — правнук святого благоверного и великого князя Владимира.

А святой благоверный князь Всеволод сначала княжил в Великом Новгороде. Но в свое время возроптали новгородцы на него и решили сами промеж себя: князь наш, некрещеный, владеет нами, крещеными[5]. И сотворили совет, и пришли к нему, и изгнали вон. Он же пришел в Киев к дяде своему Ярополку[6] и сказал ему все, за что изгнан был новгородцами. А тот, узнав об этом, дал ему <во владение> Вышгород[7]. И здесь уже умоляли его псковичи княжить у них, и он пришел к ним в город Псков. И по некотором времени воспринял благодать святого крещения, и наречен был во святом крещении Гавриилом[8]. И пребывал в великом пощении и воздержании, а спустя один год в вечный покой отошел, 6671 (1163) года, месяца февраля в одиннадцатый день. И погребен был сыном своим, благоверным и великим князем Георгием. И были чудеса многие от святых мощей его во славу и хвалу Христу, Богу нашему, и всем святым. Аминь.

Сей святой благоверный князь Георгий Всеволодович по преставлении отца своего благоверного князя Всеволода, нареченного во святом крещении Гавриилом, остался на месте его по мольбе псковичей. Было же это в 6671 (1163) году. Изволил святой благоверный и великий князь Георгий Всеволодович поехать к благоверному князю Михаилу Черниговскому[9]. И когда пришел к благоверному князю Михаилу благоверный и великий князь Георгий, то поклонился благоверному князю Михаилу и сказал ему: «Здрав будь, благоверный и великий князь Михаил, на многие лета, сияя благочестием и верою Христовою, во всем ты уподобился прадедам нашим и прабабке нашей, благоверной великой княгине, христолюбивой Ольге[10], которая обрела самое дорогое и великое сокровище — Христа и веру его святых пророков и апостолов и святых отцов, и благоверному христолюбивому царю и равноапостольному прадеду нашему царю Константину»[11].

И сказал ему благоверный князь Михаил: «Здрав будь и ты, благоверный и великий князь Георгий Всеволодович, пришел ты ко мне с благим советом и независтливым оком. Ведь что приобрел из-за зависти к дедам нашим Святополк[12], который возжелал власти и убил братьев своих, благоверных и великих князей![13] Бориса повелел копьем пронзить, Глеба же ножом заколоть, в годы княженья их. Ведь обманул он их льстиво по наущению сатаны, будто мать их при смерти. Они же, как незлобивые агнцы, уподобились благому пастырю своему Христу, не стали супротив брата, врага своего. Господь же прославил святых угодников своих, благоверных князей и великих чудотворцев Бориса и Глеба».

И князь Георгий с князем Михаилом дали друг другу целование, и праздновали духовно, и веселилися; и сказал благоверный и великий князь Георгий благоверному князю Михаилу: «Дай мне грамоту на Руси нашей по укрепленным местам церкви Божии строить и города». И сказал ему благоверный и великий князь Михаил: «Как хочешь, так и созидай церкви Божии во славу и хвалу пресвятому имени Божию. За такое доброе твое соизволение награду примешь в день пришествия Христова».

И пировали они много дней. И когда пожелал благоверный князь Георгий вернуться в свой удел, тогда благоверный князь Михаил повелел грамоту написать и свою руку приложил к грамоте. И когда благоверный князь Георгий поехал во свое отечество и град, тогда благоверный князь Михаил с великою честью отпускал его и провожал. И когда были уже оба князя в пути и поклонились друг другу на прощание, то благоверный князь Михаил дал грамоту. Благоверный же князь Георгий взял грамоту у благоверного князя Михаила и поклонился ему, а тогда и тот в ответ ему.

И поехал <князь Георгий> по городам и когда приехал в Новгород, повелел строить церковь во имя Успения пресвятой владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии в год 6672 (1164)[14]. Из Новгорода поехал во Псков, город свой, где преставился отец его, благоверный князь Всеволод, а во святом крещении Гавриил, новгородский и псковский чудотворец. И поехал из Пскова-града к Москве, и повелел строить церковь во имя Успения пресвятой владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии в год 6672 (1164). И поехал из Москвы в Переславль-Залесский, а из Переславля-града в Ростов-град. В то самое время был в граде Ростове великий князь Андрей Боголюбский[15]. И повелел благоверный князь Георгий в граде том Ростове церковь строить во имя Успения пресвятой владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии в год 6672 (1164), месяца мая в двадцать третий день. Во дни великого князя Георгия начали рвы копать под основание церкви и обрели погребенные мощи святителя Христова Леонтия[16], епископа ростовского, чудотворца, который обратил в Ростове-граде людей в веру Христову и крестил их от мала и до велика. И возрадовался радостью великою благоверный князь Георгий, и прославил Бога, давшего ему такое многоценное сокровище, и отпел молебен. И повелел ехать Андрею, князю Боголюбскому, в город Муром[17] и строить в городе Муроме церковь во имя Успения пресвятой владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

Сам же благоверный и великий князь поехал из города Ростова и приехал в город Ярославль, что на берегу Волги-реки стоит. И сел в струг, и поехал вниз по Волге, и пристал к берегу у Малого Китежа, что на берегу Волги стоит, и отстроил его. И начали молить все люди того города благоверного князя Георгия, чтобы образ чудотворный иконы пресвятой Богородицы Феодоровской перенес к ним в город. И он сделал, как его просили. Начали петь молебен пресвятой Богородице. И когда кончили и хотели образ тот нести в город, то образ не сошел с места того, нисколько не сдвинулся. Благоверный же князь Георгий, увидав произволение пресвятой Богородицы, избравшей здесь место себе, повелел построить на том месте монастырь во имя пресвятой Богородицы Феодоровской.

Сам же благоверный князь Георгий поехал с места того сухим путем, а не по воде. И переехал реку Узолу, и вторую реку, именем Санду, и третью реку переехал, именем Саногту, и четвертую переехал, именем Керженец, и приехал к озеру, именем Светлояр. И увидел место то, необычайно прекрасное и многолюдное. И по умолению его жителей повелел благоверный князь Георгий Всеволодович строить на берегу озера того Светлояра город, именем Большой Китеж, ибо место то было необычайно прекрасно, а на другом берегу озера того была дубовая роща[18].

И советом и повелением благоверного и великого князя Георгия Всеволодовича начали рвы копать для укрепления места этого. И начали строить церковь во имя Воздвижения честного креста Господня, а вторую церковь — во имя Успения пресвятой владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, и третью церковь — во имя Благовещения пресвятой владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. В тех же церквах повелел князь Георгий приделы сделать и в честь других праздников Господских и Богородичных. Так же и образы всех святых написать повелел.

И город тот, Большой Китеж, на сто сажен [19] в длину и ширину был, и по первой мере было мало места. И повелел благоверный князь Георгий еще сто сажен прибавить в длину, и стала мера граду тому в длину — двести сажен, а в ширину — сто сажен. А начали город тот каменный строить в год 6673 (1165), месяца мая в первый день, на память святого пророка Иеремии[20] и иже с ним. И строился город тот три года, и построили его в год 6676 (1167), месяца сентября в тридцатый день, на память святого священномученика Григория, епископа Великой Армении.

И поехал в Малый Китеж, что на берегу Волги стоит, благоверный князь Георгий Всеволодович. И по построении городов тех, Малого и Большого, повелел он измерить в поприщах[21], сколь много они расстояния меж собою имеют. И по повелению благоверного князя Георгия намерили сто поприщ. И благоверный князь Георгий Всеволодович, узнав это, воздал славу Богу и пресвятой Богородице и повелел также и книгу летописец написать. А сам благоверный и великий князь Георгий Всеволодович повелел всю службу отслужить. И молебен пропев пресвятой Богородице Феодоровской, по совершении службы той отплыл в струге своем в путь свой в прежде упомянутый город свой Псков. Народ провожал его с великой честью, и, попрощавшись с ним, отпустили.

Благоверный же князь Георгий Всеволодович, приехав в город свой, прежде названный Псков, много дней пребывал в молитве, и в посте, и в бдении, и раздал много милостыни нищим, и вдовицам, и сиротам. А по построении городов тех прожил семьдесят пять лет.

Было же в год 6747 (1239). Попущением Божиим, грехов ради наших, пришел на Русь войной нечестивый и безбожный царь Батый. И разорял он города и огнем сжигал их, и церкви Божий тоже разорял и огнем сжигал. Людей же мечу предавал, а малых детей ножом закалывал, младых дев блудом осквернял. И был плач великий.

Благоверный же князь Георгий Всеволодович[22], слышав обо всем этом, плакал горько. И, помолившись ко Господу и пресвятой Божией Матери, собрал свое воинство, и пошел против нечестивого царя Батыя с воинами своими. И когда вступили в сражение оба воинства, была сеча великая и кровопролитие.

В ту пору у благоверного князя Георгия было мало воинов, и побежал благоверный князь Георгий от нечестивого царя Батыя вниз по Волге в Малый Китеж. И долго сражался благоверный князь Георгий с нечестивым царем Батыем, не пуская его в город свой.

Когда же наступила ночь, тогда благоверный князь Георгий вышел тайно из этого города в Большой град Китеж. Наутро же напал тот нечестивый царь на тот город с воинами своими, приступил приступом и захватил его. И всех людей в городе этом побил и порубил. И, не найдя благоверного князя в городе том, начал мучить одного из жителей, а тот, не вытерпев мук, открыл ему путь. Тот же нечестивый погнался вслед князю. И когда пришел к городу, напал на него со множеством своих воинов и взял тот город Большой Китеж, что на берегу озера Светлояра, и убил благоверного князя Георгия, месяца февраля в четвертый день. И ушел из города того нечестивый тот царь Батый. И после его <ухода> взяли мощи благоверного князя Георгия Всеволодовича.

И после того разорения запустели города те, Малый Китеж, что на берегу Волги стоит, и Большой, что на берегу озера Светлояра.

И невидим будет Большой Китеж вплоть до пришествия Христова, что и в прежние времена бывало, как свидетельствуют жития святых отцов, патерик Манасийский, и патерик Скитский, патерик Азбучный, и патерик Иерусалимский, и патерик Святой Горы[23]; а эти святые книги, в которых писаны жития святых отцов, согласны в том, что сокровенная обитель не едина, но есть много монастырей, и в тех монастырях многое множество святых отцов, точно звезд небесных, просиявших житием своим. Как песка морского невозможно счесть, так и невозможно все письменно изложить и все описать. Именно о них, провидя Духом Святым, блаженный пророк царь Давид, удивляясь, вопиет Духом Святым, в богодухновенной книге своей Псалтыри говорит: «Праведник, как пальма, цветет и, как кедр ливанский, возвышается; насажденные в доме Господнем, они цветут во дворах Бога нашего» [24]. И еще тот же пророк царь Давид: «Возвышенны для меня друзья твои, Боже, как велико число их; стану ли исчислять их, но они многочисленнее песка». О них, провидя Духом Святым, блаженный апостол Павел в своем послании говорит, провидя, такое слово к нам обращает: «Скитались в овечьих и козьих шкурах, терпя лишения, скорей, оскорбления, те, которых не был достоин весь мир»[25]. То же слово изрек и святой Иоанн Златоуст, в поучении своем говорит он в третью неделю поста. То же слово обращает к нам, провидя, святой Анастасий с горы Синайской[26]. Это же слово апостольское обращает к нам, провидя, и преподобный отец наш Иларион Великий[27], о святых он пишет: «И так же в последние времена будет: грады и монастыри сокровенные будут, потому что антихрист царствовать начнет в мире. Тогда побегут в горы, и в вертепы, и в пропасти земные». И человеколюбивый Бог не оставит тогда хотящего спастись. Усердием, и умилением, и слезами все получает человек у Бога. Самого Спасителя Божественные уста возвестили в пресвятом Евангелии, что все имущему и хотящему спастись дается.

И по убиении святого и благоверного и великого князя Георгия Всеволодовича, и по погребении честных мощей его, в год шестой пришел тот царь Батый воевать в русское царство. Пошел же против царя Батыя благоверный князь Михаил Черниговский с боярином своим Феодором[28]. И когда сразились оба воинства, было кровопролитие великое. И убил тот нечестивый царь Батый благоверного и великого князя Михаила Черниговского с боярином Феодором в год 6750 (1241), месяца сентября в двадцатый день[29]. И после убиения благоверного князя Михаила Черниговского через два года убил благоверного князя Меркурия Смоленского тот нечестивый царь Батый в год 7655 (1246), месяца ноября в двадцать четвертый день. И было запустение московского царства, и прочих монастырей, и того града Большого Китежа в год 6756 (1248).

 

Комментарии

[1] Георгий Всеволодович — великий князь владимирский (ок. 1187–1238), был сыном Всеволода Юрьевича Большое Гнездо.

[2] Всеволод Мстиславич новгородский князь в 1117-1136 гг. После изгнания новгородцами был приглашен княжить в Псков, где и умер в 1137 или 1138 г.

[3] Мстислав (1076–1132) — старший сын Владимира Мономаха, сначала княжил в Новгороде, а после 1125 г. великий князь Киевский.

[4] Владимир I Святославич, креститель Руси (ум.1015 г.). Заслугами приравнен к апостолам.

[5] Легендарная интерпретация т. н. новгородской революции 1136 г. Ни о каком языческом князе в эту пору речь идти не может. Смысл переворота — свержение власти киевских князей и установление республиканского строя.

[6] Ярополк II Владимирович (1082–1139), сын Владимира Мономаха, великий князь Киевский (1132–1139 гг.), был дядей Всеволоду-Гавриилу Новгородскому.

[7] Вышгород — город недалеко от Киева. В нем хранились мощи свв. Бориса и Глеба, утраченные при нашествии Батыя.

[8] История явно легендарная. Все князья в Киевской Руси носили два имени: родовое языческое и крещальное.

[9] Михаил Всеволодович Черниговский (конец XII в. — 1246 г.) сын Всеволода Святославича Черниговского, в 20-гг. XII в. несколько раз занимал новгородский стол. В 1238 г. бежал от татар в Венгрию, а в 1246 г. отправился за ярлыком к Батыю и погиб мученической смертью. Канонизирован. Из этого видно, что летописец вопреки хронологии дает смещение событий ко времени татаро-монгольского нашествия.

[10] Русская княгиня, жена князя Игоря, в период малолетства своего сына Святослава (с 945 г.) управляла государством. Первая в княжеской среде приняла христианство.

[11] Римский император Константин Великий (ок. 285-337), который придал официальный статус христианству в Римской империи. Канонизирован.

[12] Святополк Владимирович (Окаянный). Ему приписывается убийство Бориса и Глеба в 1015 г. Разгромленный в битве на р. Альте в 1019 г., Святополк бежал за пределы Руси, но был настигнут варягом Эймундом, который доставил отсеченную голову князя-братоубийцы Ярославу.

[13] Речь об убийстве свв. Бориса и Глеба людьми Святополка Окаянного. Этому событию посвящен целый цикл произведений, в основу которых положен рассказ о мученической кончине страстотерпцев. В произведении отразилось знание автором этой литературы.

[14] Юрий (Георгий) Всеволодович не мог действовать в 1164 г., ибо родился лишь в 1189 г.; более того, он прожил только 49 лет вместо 75 по летописи. Возможно, его образ объединил черты трех русских князей Юриев — псковского, который был сыном чудотворца Всеволода-Гавриила (ум.1138 г.), Юрия Долгорукого (ум. 1157 г.) и собственно Юрия Всеволодовича.

[15] Андрей Юрьевич Боголюбский (ок. 1111–1174 гг.), князь Владимиро-Суздальский, сын Юрия Долгорукого, внук Владимира Мономаха. Андрей Боголюбский перенес центр Руси на северо-восток и предпринял первую в истории Русской церкви попытку разделить митрополию и основать автокефальное (независимое от Византии) управление вновь организованной митрополией. Ему Владимиро-Суздальский край обязан своим ранним возвышением и интенсивным церковным строительством. В молодости активно помогал отцу в борьбе за киевское княжение против Изяслава Мстиславича (племянника Юрия), проявив незаурядную воинскую храбрость. Устав от яростной междоусобицы Юрия и Изяслава, в которой он выступал не только как воин, но и как посредник, Андрей в 1155 г. ушел в Ростово-Суздальские земли, где и основал новую столицу — город Владимир. При князе Андрее на Руси были установлены новые церковные праздники — Спаса и Покрова, а также перенесена из Вышгорода в новый стольный град Владимирская икона Божьей Матери (по преданию, на месте, где остановился конь, везший эту икону, и было основано Боголюбово).

[16] Леонтий Ростовский — первый епископ Ростовской земли, прославившийся борьбой с язычниками (ум. 1077 г.). Обретение мощей св. Леонтия датируется 1164 г.

[17] Город во Владимиро-Суздальской земле. Центр финно-угорского мерянского племени, одной из ветвей которого была мурома. При родовом разделе земель (ок. 994–996) Муром получил князь Глеб, убитый в 1015 г., тогда как его брат Борис княжил в Ростове.

[18] Легендарное указание на сакральный характер места.

[19] Сажень — средневековая мера длинны равная 4 локтям, или 1м 52 см. Существовала так же косая, или казенная сажень равная 2,1 м. В основу положен масштаб среднего человеческого тела. Видимо имеется в виду именно косая сажень.

[20] Второй из четырех больших пророков, живший в VI в. до н. э. (Иер. 1-52). Память празднуется 1 мая.

[21] Поприще — древнерусская мера длины, равная 750 саженям, что в современной метрологии соответствует 1066 м.

[22] Совершенно невероятная хронология. Легендарный князь не мог жить столь продолжительное время, что говорит в пользу смешения разных Георгиев (см. коммент. 14).

[23] Патерики — жития святых.

[24] Пс. 138, 17-18.

[25] Евр. 11, 37-38.

[26] Анастасий Синаит — писатель, идеолог аскетизма, христианский святой. Жил ок. 640 — ок. 700.

[27] Основатель палестинского монашества, святой аскет IV в. Некоторые исследователи считают, что речь идет об Иларионе Новом, писателе VIII в.

[28] Вымышленные факты. Геройство, приписанное святым мученикам русской церкви. Михаил Черниговский, как и Юрий, так же оказывается долгожителем. См. коммент.9.

[29] Погибли не в битве, а в Орде в 1246 г. Канонизированы. День памяти указан верно. Михаил Всеволодович Черниговский со своим боярином Федором были казнены в Орде 20 сентября 1246 г. Популярные на Руси святые, не проявившие ратного героизма, но не пожелавшие изменить вере и поклониться языческим святыням татар.

Hosted by uCoz


[ЧАСТЬ 2: Повесть и взыскание о граде сокровенном Китеже]



онлайн квесты на любой вкус   

при использовании материалов, ссылка на сайт обязательна © Copyright



Яндекс цитирования Rambler's Top100
Hosted by uCoz